Экспедиция Maritime Archaeology of Guadalcanal (NA173) проходит на исследовательском судне E/V Nautilus в проливе Айрон-Боттом-Саунд, где погибли больше сотни кораблей во время Второй мировой войны. В гидроакустических сьемках района (~3500 км²) судну ассистирует БЭК DriX с МЛЭ Kongsberg EM 712, а для идентификации и детального обследования применяется комплекс ТНПА Hercules/Atalanta. На аппарате стоит МЛЭ Norbit, дающий ЦМР с разрешением 5-30 см. Двухзвенный ТНПА Hercules/Atalanta запускается и управляется с E/V Nautilus, а БЭК DriX запускается с судна, но управляется с берегового поста в Хониаре (Соломоновы Острова), причем, с обоих аппаратов ведутся прямые трансляции на веб-сайте Nautilus Live.
https://nautiluslive.org/cruise/na173
Китайская компания Sealien Robotics разработала линейку ТНПА рабочего класса, включая кабелеукладчик (lay-then-bury) Taurus, который уже применялся при строительстве морской ветроэлектростанции в провинции Гуандун. Аппарат способен проделать 5 м траншею на глубинах до 600 м. Компания основана в 2021г., а недавно начала экспортные поставки подводной робототехники на Ближний Восток, составив конкуренцию лидеру рынка в сегменте подводных траншеекопателей - британской компании Soil Machine Dynamics (SMD).
https://sealien.net/shows/31/23.html
Тихоокеанский океанологический институт им. В. И. Ильичёва задействовал буксируемую систему «Смарт Фиш» в обследовании основной гавани порта Владивосток. Исследования акватории на площади ~ 4,5 кв. км велись различными приборами в рамках выполнения работ по разработке Комплексного плана по оздоровлению бухты Золотой Рог. ГБО сьемка выявила на дне 7 крупных (длиной более 30 м), 15 средних и около 50 мелких (менее 10 м) объектов. Также было обнаружено наличие нефтепродуктов, как на поверхности воды, так и в донных отложениях.
https://www.poi.dvo.ru/ru/node/2679
Инженеры из немецкой исследовательской группы Fraunhofer Smart Ocean Technologies продолжают разработку роботизированного комплекса Crawfish, выполняющего диагностику защитного покрытия и покраску под водой повреждённых участков. Пока что робот сделан на базе коммерчески доступного ТНПА BlueROV2 и может закрасить лишь участок 20 х 30 см за раз. В перспективе ультразвуковое обнаружение дефектных сварных швов и их ремонт с помощью специального сварочного аппарата.
https://www.smart-ocean.fraunhofer.de/en/projects/underwater-maintenance-via-robot.html
Обзор подготовил Д.Г.Ляхов