АНПА Echo Voyager продемонстрирован Boeing Defense, Space & Security. Аппарат длиной в 15 метров, по всей видимости, самый большой из существующих подводных роботов. Компания Boeing, хорошо известная своими работами в области авиационно-космических беспилотных систем, снова активизировалась в подводной тематике. Помимо крупногабаритных прототипов Echo Seeker и Echo Ranger компания в свое время занималась противоминной лодочной системой LMRS (Long-term Mine Reconnaissance System). Разработанный в лаборатории прикладной физики Вашингтонского университета (APL-UW) и испытанный в 1957 г. аппарат SPURV (Special Purpose Underwater Research Vehicle) – первый полноценный АНПА, также производился Boeing.
http://www.boeing.com/features/2016/03/bds-echo-voyager-03-16.page
Обновленная модификация малогабаритного АНПА REMUS 100 представлена Kongsberg Maritime на выставке Oceanology International 2016. Первая версия аппарата была разработана 20 лет назад в WHOI Oceanographic Systems Lab. Если сравнивать основные характеристики с самой первой версией, то немного изменилась длина (со 134 до 170 см), емкость аккумулятора (с 0,4 до 1,5 кВт*ч) и соответственно выбег на 3-х узлах (с 40 до 60 км). Заметной инновацией стало применение доплеровского 300 кГц лага с фазированной антенной решеткой и бортовых компьютеров на базе ARM/FPGA с малым энергопотреблением (5 Вт). С другой стороны, носовая часть аппарата снова приобрела эллиптическую форму, какой и была в 1990-х.
Французской компании RTsys, специализирующейся, в основном, на приборах гидроакустического противодействия и программируемых мишенях, после четырехлетней работы удалось создать 35-килограммовый АНПА COMET, способный на 3-х узлах пройти 200 км. Аппарат предназначен для работы в составе группы себе подобных (“swarm” mode).
http://www.rtsys.eu/en/comet-project
В ледовом лагере SARGO, оборудованном в 400 км к северу от побережья Аляски, в рамках учений ICEX 2016, ведутся запуски АНПА MACRURA типа Bluefin-21. Данный тип аппаратов послужил базовой платформой для изделия Knifefish, разрабатываемого корпорацией General Dynamics, чей логотип теперь нанесен на борт. В конце февраля General Dynamics Mission Systems объявила о поглощении компании производителя АНПА - Bluefin Robotics. АНПА Bluefin-21 являлся эволюцией аппаратов класса Dorado, построенных в MBARI в первой половине 2000-х, а до этого Odyssey в начале 1990-х, разработанных в Sea Grant AUV Lab Массачусетского технологического института.
http://www.generaldynamics.com
Обзор подготовил Д.Г.Ляхов