В Саутгемптоне, на ежегодном форуме Ocean Business были представлены два доплеровских лага: AquaTrak компании Kraken Sonar Systems и Syrinx фирмы Sonardyne. Примечательно, что ни Kraken ни Sonardyne до этого лаги не выпускали, а специализировались на гидролокаторах с синтезированной апертурой и системах короткобазной подводной навигации соответственно. У обоих устройств есть конструктивные особенности, отличающие их от продуктов явного лидера рынка в данном сегменте морского приборостроения Teledyne RD Instruments, которые, возможно, станут конкурентными преимуществами.
Институт Фраунгофера (Fraunhofer Institute for Optronics, System Technologies and Image Exploitation IOSB) получил глубоководный гидролокатор AquaPix MINSAS для установки на АНПА «DeDAvE». Кроме ГБО с синтезированной апертурой MINSAS в качестве целевой нагрузки также предполагается система многолучевого эхолота Reson Seabat T20-S. Разработка компактной (~700 кг) системы Deep Diving AUV for Exploration с рабочей глубиной в 6 км ведется германскими инженерами с 2013 г. К настоящему времени проведены испытания в бассейне и ведется интеграция подсистем технического зрения.
http://www.iosb.fraunhofer.de/servlet/is/5382/DeDAvE.pdf?command=downloadContent&filename=DeDAvE.pdf
Фирма Boeing напомнила о своей разработке 15 летней давности – Echo Ranger AUV, поучаствовав в работах американского ведомства NOAA's Office of Oceanic and Atmospheric Research с целью изучения затонувших кораблей. Съемка остова корабля USS Independence, затопленного в 1951 г. в районе Фараллонских островов на глубине чуть менее 800 м велась гидролокатором Coda Octopus Echoscope.
http://www.marinetechnologynews.com/news/amazingly-intact-wwiiera-aircraft-512563
Британские исследователи испытали новую модель автономного безэкипажного плавсредства AutoNaut. В сравнении с прототипом AutoNaut «Gordon», который выполнил несколько миссий в прошлом году, корпус новой модели увеличен с 3,5 до 5 м и, соответственно, расширены возможности несения полезной нагрузки. В настоящее время AutoNaut рассчитан на плавания длительностью до 3-х месяцев, однако в ближайшем будущем исследователи планируют расширить автономность до года.
http://www.unmannedsystemstechnology.com/2015/04/autonomous-vessels-announces-new-5m-autonaut-usv/
В Тулонской гавани прошли морские испытания нового гибридного аппарата HROV Ariane, разработка которого велась Iffremer и европейским центром подводных технологий (CETSM) с 2010 г., а полноценная эксплуатация планируется с 2016.
http://wwz.ifremer.fr/L-institut/Actualites/HROV-Ariane-le-dernier-ne-des-engins-sous-marin-de-l-Ifremer
Одной из старейших, основанной в 1910 г., японской спасательной компании Fukada Salvage and Marine Works Co. Ltd поставлен комплекс ТНПА HYKUYO HYSUB от известного канадского производителя International Submarine Engineering Ltd. Несмотря на то, что в Японии существует немало собственных разработчиков подводной робототехники, Fukada Salvage с 1991 г. сотрудничает с канадцами и покупает у ISE уже 10-й телеуправляемый по кабелю аппарат, а в октябре 2012 г. был получен автономный Explorer «Deep 1».
http://www.ise.bc.ca/News.html
Обзор подготовил Д.Г.Ляхов