В крупнейшем лондонском выставочном комплексе ExCeL 11–13 марта прошла выставка Oceanology International традиционно совмещенная с несколькими тематическими конференциями и демонстрациями техники на Темзе. В этом году, в новых секциях Subsea Mining, Aquaculture и Ballast Water состоялись десятки докладов, отражающие растущую актуальность освоения ресурсов океана. Беспилотная морская техника всех видов является непременным атрибутом экспозиций OI. В этот раз интересной новинкой стало безэкипажное плавсредство C-Worker - Oil Field Services Vessel водоизмещением ~5 т, способное автономно работать около месяца при ходе в 4 узла.
http://www.oceanologyinternational.com/__novadocuments/49831?v=635315219318270000
17 марта в Лас-Пальмасе завершился рейс MSM 36 германского НИС MARIA S. MERIAN, посвященного изучению геологического строения дна в море Альборан и заливе Кадис. Одной из основных целей экспедиции было получение проб породы донной буровой установкой MARUM - MeBo. С 2005 г. установка применялась более чем в десятке экспедиций, имея возможность погружаться на глубины до 2 км. Конкретно в этом рейсе было произведено 11 бурений, получены керны с глубин до 800 м, суммарной длиной более 500 м. Установка уникальна тем, что позволяет не вовлекать в исследования крайне дорогостоящие буровые суда и существенно расширяет возможности морских геологов использующих классические инструменты типа драг и гравитационных пробоотборников. Комплекс MeBo, состоящий из 6-ти 20 фт. контейнеров, включая погружаемый модуль весом 10 т, способен работать на большинстве научных и многих не специализированных судах.
http://www.marum.de/en/First_MeBo-Drilling_through_cold-water_coral_mounds.html
11 апреля из Окленда стартовало НИС Thomas G. Thompson. Экспедиция направилась в район глубоководного желоба Кермадек. Далее ученые из 7-ми ведущих институтов в рамках серии морских экспедиций будут исследовать глубоководные впадины мирового океана в рамках проекта HADES (Hadal Ecosystem Studies Project), используя разнообразные средства подводной робототехники, включая аппарат Nereus Вудсхоловского института, лэндеры Абердинского университета и другие устройства.
14 апреля с борта специального судна ADV Ocean Shield начались запуски АНПА Artemis типа Bluefin-21 с целью обнаружения обломков самолета рейса MH370. Рельеф дна в районе поисков сложный, а глубина моря на некоторых участках превышает 4,5 км –стандартную рабочую глубину Bluefin-21. Поисковая производительность Artemis, оснащенного ГБО EdgeTech 2200-M (120/410 кГц), в качестве основного сенсора составляет немногим менее 40 кв. км в сутки. Подводные поиски на километровых глубинах, особенно в удаленных районах океана, являются крайне дорогостоящими. Cтоимость одного АНПА типа Bluefin, по сообщениям представителей компании Bluefin Robotics, произведшей их около сотни, $ 2–4 млн. Построечная стоимость Ocean Shield составляет порядка $ 130 млн.
Другой новостью от компании Bluefin Robotics стало обновление АНПА младшей модели Bluefin-9M. Оставаясь в классе портативных, 70-ти килограммовый аппарат теперь может нести практически такой же комплекс полезной нагрузки, как и глубоководный Bluefin-21, существенно понижая требования к обеспечивающему судну.
http://www.phnx-international.com/news/Artemis_AUV_Searches_for_MH370.pdf
Обзор подготовил Д.Г.Ляхов